Основные задачи стратегического анализа рынка – это:
- всестороннее исследование тенденций отрасли, в которой развивается бренд;
- изучение условий и предпосылок, необходимых для достижения брендом лидирующих позиций на рынке;
- формирование понимания основоположных факторов, определяющих выбор стратегии и позиционирования бренда.
Успешность стратегического анализа напрямую зависит от четкости и правильности поставленных задач. Перечень вопросов для изучения должен быть ключевым и содержательным.
Стратегический анализ рынка чаще всего проводится с целью разработки или оптимизации стратегии компании, ее марочного портфеля, расширения рынков сбыта и целевой аудитории, вывода нового продукта на рынок, реализации определенного инвестиционного проекта.
Процесс стратегического анализа рынка можно разбить на следующие этапы:
- Анализ рыночной структуры;
- Анализ емкости рынка;
- Анализ спроса и тенденций рынка, их прогноз.
В рамках стратегического анализа рынка составляются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы:
- Выбор наиболее перспективных направлений развития и ниш рынка;
- Прогноз результатов – объема продаж и других показателей успешности бизнеса.
Типовыми ошибками, на которые следует обратить внимание в процессе проведения стратегического анализа рынка, являются:
- оценка конкурентов по нескольким параметрам, к примеру по цене и техническим характеристикам; игнорирование дополнительных факторов, таких как сервис, условия поставки и сотрудничества;
- составление оптимистических прогнозов продаж, сценариев развития рынка, оценки ресурсов, что в действительности может не оправдаться.
Эксперты утверждают, что постоянный стратегический анализ необходим компании независимо от того, стабильна социально-экономическая ситуация на рынке или настоящий момент является кризисным, переломным. Регулярный и последовательный анализ рынка позволяет компании держать руку на пульсе, вовремя и адекватно реагировать на внешние изменения.
Проведение стратегического анализа – весомое конкурентное преимущество компании, позволяющее определять проблемы, с которыми в будущем может столкнуться бренд, устанавливать их причины, рационально и взвешенно подходить к выбору алгоритма решения.